В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

0 0

В Еврейском музее показали редкие фото последних дней войны

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают». Эти строки написаны в 1945 году поэтом Семеном Гудзенко. У них есть продолжение: «…эту взятую с боем суровую правду солдат». 

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

тестовый баннер под заглавное изображение

В основе выставки — военный цикл фотокорреспондента Георгия Петрусова, впервые экспонирующийся в столь полном объеме.  Он рассказывает о последних днях Второй мировой войны, взятии Берлина, возвращении к мирной жизни.  Уникальные снимки Петрусова дополнены работами его коллег Ивана Шагина и Аркадия Шайхета. 

Всего представлено более 100 фотографий, винтажные и поздние отпечатки из частной коллекции Алекса Лахманна. На них — уличные бои в Берлине, штурм Зееловских высот, колонны военнопленных, могилы немецких солдат с крестами из березы, первые дни мирной жизни разрушенного города.

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

Георгий Петрусов родился в Ростове-на-Дону, работал счетоводом. Фотографией он увлекся в 14 лет.  Переехав в 1924 году в Москву, Петрусов начал работать фотокорреспондентом в периодических изданиях «Металлист», «Рабочий-химик», «Труд», «Правда», «Огонек» и других, хотя нигде этому не учился.  Он ездил на большие стройки, снимал рабочих и крестьян, занимался репортажной съемкой, снимал в ателье. Этот опыт пригодился ему в годы войны, когда он стал военным корреспондентом. 

В Москве Петрусов познакомился с художником и фотографом Александром Родченко, который оценил его талант еще в 1930-е годы. Много лет они были близкими друзьями. Есть знаменитая фотография Родченко, на которой Петрусов фотографирует на Красной площади так, как это было свойственно эстетике авангарда.  

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

На выставке представлен коллаж, воспринимающийся как фотография с двойной экспозицией. На самом деле работа Петрусова состоит из двух фото. На одном – бегущие солдаты на Зееловских высотах, где советские войска понесли страшные потери, поскольку дан был приказ взять Берлин раньше союзников.  На втором – берлинский памятник кайзеру Вильгельму. Этот коллаж опять-таки отсылает к авангарду. 

Один из залов посвящен боям за Берлин. Маршал Советского Союза Василий Чуйков вспоминал, что в первых числах мая, когда уже стало известно, что Гитлер покончил с собой, начались переговоры по созданию немецкого правительства. Поверженная Германия рассчитывала на объединение с союзниками и подписание соглашения без участия СССР. Сопротивление в Берлине сохранялось до последних дней. Чуйков писал, что в городском бою противник часто появляется там, где его не ожидаешь, а бой в городе, да еще таком крупном, как Берлин, значительно сложнее, чем в полевых условиях. Тут многое зависит от инициативы младших командиров подразделений и каждого рядового. 

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

Многие участники берлинских сражений вспоминают тяжелые бои в метро без света. Немцы фанатично сражались за каждый подвал. Приводятся цитаты из воспоминаний о Берлине Василия Гроссмана. У него есть сборник под названием «Тиргартен», где он описывает берлинский зоопарк, представленный и на фотографии Ивана Шагина от 30 апреля 1945 года. Слон заходит в арку, и мы видим только его заднюю часть.  

Тем, кто погиб в последние дни войны, посвящен отдельный зал. В нем собраны подлинные письма участников берлинского сражения.  Они парят над посетителями и адресованы мамам, женам, возлюбленным. Прочитали их актеры Студии театрального искусства и «брусникинцы». Солдаты пишут о том, что скоро наступит мирное время, строят планы, но ждет их только гибель. 

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

Вот одно из писем: «Здравствуй, моя дорогая мама. Пока не писал тебе лишь пару дней, я успел очень многое посмотреть и многому порадоваться. Пишу тебе письмо из глубины Германии. Давно прошли Шпрее. Берлин остался почти сзади на севере. Идем вперед, и сердце радуется.  Я просто не знаю, как описать тебе сегодняшнюю жизнь, встречи да и все, чем мы сейчас живем…». Звучит также текст Ильи Эренбурга, вышедший 9 мая 1945 года и посвященный Победе, в исполнении одного из молодых актеров.  

В одном из залов воссоздали поднятие Знамени Победы над Рейхстагом, используя работы Евгения Халдея. Зритель сверху наблюдает за городом. Представлен также автопортрет Георгия Петрусова на фоне Рейхстага, сделанный в мае 1945 года.  Рядом фото   Лидии Руслановой, выступающей на его ступенях перед бойцами. 

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

Момент подписания Акта о капитуляции Германии снят Петрусовым сверху. Для этого он забрался на стул, и здесь чувствуется школа авангарда. И хотя исторические мгновения запечатлели многие фотографы из разных стран, такого ракурса как у Петрусова нет больше ни у кого.  

Он также сделал фантастический крупный план Георгия Жукова и фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, подписавшего Акт о капитуляции. Вскоре после этого он предстал перед военным трибуналом и в 1946-м был казнен. Кейтелю было тогда 64 года. У него было шестеро детей. Один из его сыновей скончался от полученного на фронте ранения в 1941-м. Два других тоже воевали на стороне Германии. Кейтель успел в тюрьме написать воспоминания, а он начинал солдатом Первой Мировой войны. Слов раскаяния у него нет. Его позиция такова: я – германский офицер и выполнял приказы. 

На экране – кадры из фильма «Берлин» Юлия Райзмана 1945-го. В него вошла хроника подписания Акта о капитуляции. Есть кадры, запечатлевшие военнопленных из Российского госархива кинофотодокументов. В ходе Берлинской операции их было около 480 тысяч.  На экране это бескрайнее колышущееся море. Уникальность Петрусова в том, что он снимал пленных и мирное немецкое население без превосходства и откровенной ненависти. А это не всем  удавалось.  

Несколько лет назад Берлинская галерея приобрела часть фотографий Петрусова, был издан сборник его работ. Для немцев это тоже бесценные документы времени, запечатлевшие Берлина 45-го. На одной из фотографий убитые лежат на тротуаре, и тут же отец несет маленькую дочку на руках.  

В Еврейском музее и центре толерантности представили рацион послевоенного Берлина

Первым советским комендантом послевоенного Берлина и начальником советского гарнизона был Николай Берзарин, погибший в автокатастрофе в июне 1945-го. Существует несколько версий трагедии и одна официальная, представленная Сталину. Именно Берзарин организовал снабжения Берлина продуктами, водой, предметами первой необходимости. Информация о том, как они распределялись, представлена на выставке.  

Приводится таблица за подписью Жукова с нормами снабжения разных категорий населения в граммах на одного человека.  Рабочим тяжелого труда и вредного производства полагалось 600 г хлеба, 400 г картофеля (служащим — только по 400 г хлеба и картофеля в день), 80 г крупы, 100 г мяса и 25 г сахара. В месячный рацион входили еще по 100 г натурального и суррогатного кофе, 20 г чая,  400 г соли.    

 Список потерь в ходе Берлинской стратегической наступательной операции (16.05 – 08.09.1945) впечатляет. В ней участвовали 1 906 200 человек.  Статистика потерь за 23 дня такова: безвозвратные — 78 291 человек, санитарные – 274 184, среднесуточные потери — 15 325 человек. 

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.