«Умение безропотно переносить боль»: журнал Минпросвещения поделился советскими подходами к воспитанию
К какому будущему готовят российских детей
Новое, как известно, — это нередко подзабытое старое. Но надо отдать должное издателям журнала «Семья и школа»: они не стали выдавать былое за собственные думы. «Сталин учит, что «умение действовать коллективно, готовность подчинять волю отдельных товарищей воле коллектива — это именно и называется у нас настоящим большевистским мужеством», — сообщает свежий номер журнала, который существует под эгидой Минпросвещения РФ. Сегодня, в 2025 году. Все честно, никакого плагиата.
тестовый баннер под заглавное изображение
Вопрос: как организатор в сфере школьного образования дошел до тиражирования цитат «вождя народов»? Впрочем, кому-то этот вопрос покажется лишним. Что ж, на фоне повсеместно возводимых товарищу Сталину памятников и появления его имени в названиях аэропортов, сталинская цитата, пусть даже и в педагогическом издании, — и впрямь далеко не самый большой повод для удивления.
Но логику издателей привести все же стоит. Логика небезынтересна и для нашей эпохи весьма характерна. Начать следует с того, что номер журнала посвящен 80-летию Победы и патриотическому воспитанию. Материалы номера предваряет вступительное слово министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в котором тот, в частности, желает читателям, педагогам и родителям, «интересного прочтения нового выпуска» и выражает уверенность в том, что «вместе мы строим лучшее будущее для наших детей и нашей страны».
Но некоторые публикации заставлять подозревать, что представления министра и министерского печатного органа о «лучшем будущем для наших детей» несколько отличается от общепринятых. Во всяком случае – от считавшихся общепринятыми до сих пор.
Бесспорный хит номера – перепечатка статьи Константина Корнилова (главный редактор «Семьи и школы» в 1946-1956 годах), опубликованной в журнале 78 лет назад. Обосновывается сей репринт так: «Сегодня, когда перед нашей страной вновь встают серьезные вызовы, идеи патриотического воспитания становятся особенно актуальными. В архивной статье 1947 года член Академии педагогических наук РСФСР К.Н. Корнилов рассуждает о советских подходах к воспитанию молодежи — возможно, их опыт будет полезен и сейчас».
Итак, какие же подходы к воспитанию пропагандирует советский академик от педагогики? Главное условием для правильного воспитания, сиречь «воспитания мужества», является, по мнению Корнилова, «исключение изнеженности с самого раннего детства».
«Простые, здоровые условия в отношении жилья, где должно быть скорее прохладно, нежели тепло, — доказывает академик, — простая, жёсткая мебель, особенно кровать без всяких сеток и пуховых перин; простой, жесткий тюфяк и теплое одеяло, вполне достаточное, чтобы предохранить тело ребёнка, а тем более молодого человека, от излишнего охлаждения; простая, скорее просторная, нежели узкая одежда, не стесняющая движений и лишенная всяких вычурностей последней моды; простая, достаточно разнообразная, здоровая пища, лишённая всякого рода пряностей – все эти условия способствуют закаливанию организма».
И это еще далеко не все. «Другим таким условием в воспитании мужества является выработка умения безропотно и терпеливо переносить боль, переносить физические страдания, — продолжает гуру педагогики. — Выработку этой выносливости можно начать с самого раннего детства… Спокойное, хладнокровное отношение старших к маленьким «несчастьям» ребенка… ровное, без излишней тревоги отношение к ребенку даже при серьезных его заболеваниях, порицание мнительности и излишней чувствительности к боли и одобрение всего, что ведет к преодолению ее, — всё это дает основу в самом раннем детстве для сдержанного отношения детей к боли и физическим страданиям».
Научить малышей преодолевать «излишнюю чувствительность к боли» помогут рассказы о подвигах героев, наставляет родителей и педагогов товарищ Корнилов. И сам приводит «пример проявления мужества». Правда, почему-то не из истории только что закончившейся войны, а из древнеримской. Но зато яркий и доходчивый: «Муций тут же на глазах царя положил свою правую руку на пылающий жертвенник. Рука начала чернеть, обугливаться…»
В общем, детям понравится. Ну а на десерт – рассуждения товарища Сталин, убеждающего в необходимости подчинить свою волю воле коллектива. Из которых автор статьи выводит практическую рекомендацию для детей и подростков: «Было бы огромной ошибкой, видя несостоятельность своего мнения, упорно держаться его… Имей мужество публично признать ошибочность своих убеждений, мнений».
В общем, как памятник, как документальное свидетельство эпохи статейка, пожалуй, пойдет. Как памятник она по-своему даже занимательна и интересна. Но как «полезный опыт»… Родители и педагоги, взявшие такой опыт и такие подходы на вооружение, имеют неплохие шансы близко познакомится с органами опеки. А то и, чего доброго, и с правоохранительными – те, кто особенно преуспеет в преодолении в детях «излишней чувствительности к боли».
Источник: www.mk.ru